"Бойтесь данайцев, дары приносящих" - говорили древние римляне. А я говорю вам - бойтесь учителей, приносящих эзотерическое христианство! У этого явления, столь благовидного внешне - всегда одна суть: подменить Традицию. Самыми известными версиями эзотерического христианства являются версии, изложенные Блаватской (на основе Гностицизма), Гурджиевым и Штайнером. Все они утверждали, что современное христианство, особенно западное, подверглось искажениям и утратило живую основу. Отчасти, в этом утверждении есть правда. Вообще, любое искажение почти всегда начинается с правды - с того тезиса, с которым сложно спорить в силу его очевидности. Но далее, начинается самое интересное! Все эти "данайцы", приносящие нам "дары" эзотерического христианства проделывают две вещи: отменяют Священное Предание, мотивируя это тем, что оно тоже искажено, а затем, когда упразднен контекст, позволяющий проверить истинность их утверждений - предлагают нам сомнительные откровения и тайны, временами неся полную дичь. То у них Христос оказывается учеником индийских Махатм, то Планетарным духом Земли, то вообще оказывается, что главный герой Евангелий не Христос, а Иоанн Креститель. И много чего ещё веселого и интересного. Вот только не имеющего к христианству ни малейшего отношения. Меж тем, подлинное эзотерическое христианство действительно существует! Это исихазм и монашеские практики "умного делания". Вот только оно не отменяет Священное Предание, а дополняет его и во многом на нем базируется, поскольку основной частью Священного Предания являются творения этих самых монахов-подвижников. Да, безусловно и в Предании и в эзотерическом христианстве также есть искажения. О них рассказал сам Христос. Вспомните его притчу о врагах, которые сеют плевела в поле с пшеницей. Враги никогда не спят и там где есть плодородное поле, оно обязательно засевается плевелами. Вот только поле из за этого никто не бросает и пшеницу плохой не считает! Как говорит Христос - хозяин жатвы пожнёт все, а затем отделит зерна от плевел. Увы, прикоснуться к эзотерическому христианству многие из нас могут только косвенно. Мало у кого есть возможность уехать на Афон, стать монахом и практиковать умное делание или тайно принять постриг в миру, как это сделал А.Ф. Лосев. Не можем мы посвятить ему жизнь и так, как это сделал С.С. Хоружий. У всех есть земные заботы, обязанности, семьи и дети. Путь монахов не про нас. Тем не менее, это не означает что мы не можем прикоснуться к Традиции, Традиции Христианской и/или Традиции эзотерической. Любопытно, но одним из вариантов перевода слова Традиция на русский язык как раз является слово Предание. P.S. не значит это так же и того, что в трудах Блаватской, Штайнера и Гурджиева мы не можем найти ничего ценного. Наоборот. То, что там есть плевелы, также намекает нам на то, что там имеются и зерна! Но отличить одно от другого можно только имея ключи, заботливо сохраняемые для нас Традицией и Учителями. Сами своим умом, мы ничего не поймём, только потешим свою гордыню...